JA Magz - шаблон joomla Окна

Присоединение к России и просвещение юго-восточных и юго-западных областей Грузии (Из православной энциклопедии)

В 1830 г. в состав России вошли Джаро-Белоканы (грузинская историческая область Саингило, на территории современного Азербайджана), где после попеременного господства Турции и Ирана наряду с грузинами-мусульманами проживали и другие народы, в основном лезгинской группы. Во 2-й половине XIX века определенная часть ингилойцев решила вернуться к вере предков. В 1850 г. несколько человек приехали в Тифлис, где они были крещены, а их восприемником стал наместник на Кавказе кн. М. Воронцов. Позднее он посетил Саингило, изучил обстановку и принял практические меры по оказанию помощи новообращенным ингилойцам. По их просьбе и личному распоряжению Воронцова в селах Кахи и Кораган были построены православные церкви, в 1851 г. в селе Кахи был направлен священник. В 1853 г. уверенные в благорасположении Воронцова новообращенные христиане с. Кахи направили в Тифлис депутацию во главе со старостой И. Булулашвили с просьбой освободить их от денежных налогов и натурального оброка, а также позволить компактное проживание вблизи православных храмов. Распоряжение об удовлетворении этих требований последовало 6 декабря 1859 г., ингилойцы-христиане были объявлены казенными крестьянами и освобождены от подчинения лезгинским князьям-мусульманам. Этот политический шаг способствовал распространению в Закатальском округе христианства, что вызывало недовольство мусульманского населения. В 1863 г. мусульмане подняли бунт, который был подавлен, но власти осознали необходимость осторожных мер в проведении миссионерской деятельности в крае. В качестве миссионеров стали посылать в основном грузин, благодаря активным действиям которых и поддержке местного православного населения в 80-х гг. XIX века были построены православные храмы в Алибегло, Кахи и Курмухи. Также укрепилось национальное самосознание грузин-ингилойцев, что способствовало сближению Саингило с исторической родиной. В 80-90-х гг. появились выходцы из Саингило, боровшиеся за утверждение грузинской национальной идеи (И. Булулашвили, Г. Джанашвили, М. Кулошвили, К. Тархнишвили, М. Джанашвили и др.). В этом периоде по инициативе Общества восстановления православного христианства на Кавказе (ОВПХК), были открыты духовное училище и миссионерские школы Закатальском округе.

i800

По Адрианопольскому мирному договору с Турцией 1829 г. в состав Российской империи вошли территории грузинской исторической области Самцхе-Саатабаго (Ахалкалакский и Ахалцихский уезды), где в результате османского господства значительная часть населения исповедовала исламскую Религию. Пестроту обусловило и этническое многообразие: в ходе русско-турецкой войны большая часть грузино-мусульманского населения переселилась из Ахалцихского пашалыка в Турцию, а из Турции было переселено на эти земли до 30 тыс. не мусульман (в основном армяне-католики). На положение повлияло увеличение числа сектантов, высланных из внутренних губерний России, в результате чего за год изменилась демографическая ситуация в районе: до 1828 г. грузинская часть составляла свыше 90% населения, в 1830 г. этот показатель уменьшился вдвое

13 июля 1878 г. по решению Берлинского конгресса Аджария, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Кола, Артаани (Ардаган) и Олтиси (Ольты) вошли в состав Российской империи как Артвинский, Батумский и Ольтинский округа. В церковно-административном аспекте эти территории вошли в состав сначала Гурийской епархии, а потом Гурийско-Мингрельской епархии. Православное духовенство приложило все усилия, чтобы просветить аджарских грузин-мусульман, которые с большой радостью приветствовали «воссоединение с матерью-Грузией», но «не понимали, что означает национальность». Пресса того времени констатировала, что «по своим склонностям, характеру, обычаям, уму и сердцу аджарские грузины настоящие мусульмане, более того -

фанатики веры». Турецкие эмиссары, тайно действовавшие на территории Аджарии, создавали террористические организации, нападали на воинские отряды, занимались поджогами домов и магазинов, проводя антироссийскую агитацию. Им удалось поднять мятежи в нескольких селах, а также спровоцировать выселение части грузин-мусульман в Турцию. C призывом к грузинам обратился крупнейший грузинский писатель, Илия Чавчавадзе: «Ну-ка, грузины, теперь только от вас зависит, какими вы предстанете перед новообретенными братьями! Как выполните завет предков - «Брат для брата и для черного дня!» Пришло время доказать, что для вас это не пустые, а исполненные смысла слова!». Его призыв подхватила вся Грузия, проявившая живое участие к судьбе новоприсоединенного к исторической родине исламизированного населения Юго-Западной Грузии. В ноябре 1878 г. по приглашению грузинской общественности в Тифлис прибыла делегация грузин-мусульман из 12 чел. Самым актуальным обсуждавшимся вопросом был вопрос о вероисповедании. Газета «Дроеба» (Времена) писала в те дни, что в этом деликатном вопросе недопустимо не только насилие, но и прямая пропаганда Православия: «Хорошо, если они сами поймут преимущества христианского вероисповедания и примут его, если же нет, пусть все остается как есть. Разность вероисповеданий не помешает нашему единству». И светская общественность, и представители православного духовенства, святители Александр (Окропиридзе) и Гавриил (Кикодзе), заверили аджарцев: «Мы, грузинские христиане, всегда будем покровительствовать вашей вере» и «никогда не посягнем на вашу веру, семейные нравы и обычаи».

В 1883 г. решением экзарха в Батуми на базе Мингрельской епархии было создано Миссионерское отделение, подчиненное Особому комитету, членами которого стали известные в Аджарии люди: помощник кутаисского губернатора Р. Эристави, Г. Гуриели, помощник по Батумскому округу Д. Лорткипанидзе. Для миссионерской проповеди были выбраны грузинские священники С. Кикодзе, Т. Джохтаберидзе, Г. Каландадзе и др. Единственным действующим храмом в Батуми был основанный в 1865 г. храм во имя свт. Николая Мирликийского. В 1885 г. в ознаменование присоединения Юго-Западной Грузии в Батуми был возведен еще один православный храм - во имя Св. Троицы.

Несмотря на активную миссионерскую деятельность, христианизация аджарцев проходила медленно и не привела к заметным успехам. 21 февраля 1890 г. Миссионерское отделение приняло решение на время отказаться от проповеднической деятельности и заняться культурно-просветительской работой. Для изучения обстановки в Батумский округ были направлены Евфимий Талаквадзе и член Гурийско-Мингрельского миссионерского отделения Иона Меунаргия с поручением составить список подлежащих восстановлению церквей и монастырей, а также указать места для открытия школ. На основе предоставленных ими материалов была разработана обширная программа культурного развития Батумского округа, предполагавшая открытие школ в Кобулети, Хуло и Кеде, преподавать в которых должны были грузинские духовные и светские лица. В 1888 г. при личном содействии императора Александра III в Батуми при военном госпитале была возведена церковь во имя вмц. Варвары. В 1894-1898 гг. на территории церкви во имя свт. Николая были открыты мужской и жененский школы, в 1898 г. к ней была приписана новая церковь во имя вмч. Пантелеимона в с. Королистави. В 1898-1903 гг. в Батуми был возведен собор в честь Рождества Пресв. Богородицы.

Источник: http://www.pravenc.ru/

e-max.it: your social media marketing partner